Аналитики: мировой пивной рынок восстановится от коронавируса к 2024 году

logo

Несмотря на небольшой рост в 2019 году, компенсирующий сокращение в 2018-м, после коронавируса мировой алкогольный рынок будет восстанавливаться не менее пяти лет, считают аналитики IWSR.

Общий объём потребления алкоголя в мире в 2019 году вырос на 0,1%, в стоимостном выражении рост составил 3,6%. Но потери за несколько месяцев 2020 года, когда большинство баров и ресторанов в мире были закрыты, не будут скомпенсированы приростом продаж в рознице и в интернете. Поэтому аналитики IWSR ожидают, что сокращение рынка по итогам 2020 года станет двухзначным. Восстановления рынка до «докоронавирусного» уровня можно ждать не ранее 2024 года (а в США и Великобритании восстановление будет ещё более долгим). Особенно серьёзно пострадал тревел-ретейл, но к 2024 году он восстановится до докризисного уровня.

Пивной рынок будет восстанавливаться быстрее, чем рынки вина и крепкого алкоголя. Прирост пивного рынка в 2019 году составил 0,3% по объёму и 2,2% по стоимости. Основным драйвером роста стало безалкогольное пиво (+15,2% по объёму), и его перспективы остаются хорошими — аналитики предсказывают среднегодовой темп роста 8,1% до 2024 года. В целом пивной рынок достигнет уровня 2019 года в 2024-м.

Что касается вина, то долгосрочный тренд сокращения его потребления в 2019 году продолжился: объём рынка сократился на 1,1% (несмотря на прирост на 0,6% в стоимостном выражении). В ключевом регионе — Северной и Западной Европе — в последние пять лет рынок сокращался в среднем на 1,6% в год. В США рынок вина в 2019 году сократился впервые за 25 лет. Единственным ярким пятном на рынке остаётся игристое вино, показавшее в 2019 году рост на 1,4% по объёму и 3,6% по стоимости. При этом игристое быстрее, чем тихое вино, вернётся к докризисному уровню, так как всё больше потребителей пьют игристое вино круглый год, а не только по праздникам.

Рынок крепкого алкоголя в прошлом году сократился на 2,5% по объёму, в основном за счёт традиционного китайского напитка байцзю. Если не считать его, прирост мирового рынка составил 1,0%. Самой быстрорастущей категорией стали безалкогольные «спириты» — их объём вырос на 25,5%. Среди традиционных крепких напитков лучший результат показал джин (+6,1%). Аналитики ожидают, что джин и виски быстрее других напитков восстановятся до докризисного уровня. Водка же не вернёт свои позиции до 2024 года.

Третий год подряд самой быстрорастущей категорией становятся готовые коктейли — плюс 19,6% по объёму и плюс 18,8% по стоимости. Основной драйвер роста этого сегмента — зельтеры, рынок которых в прошлом году увеличился на 200% по объёму. В целом аналитики ожидают, что категория готовых коктейлей до 2024 года будет расти в среднем на 7,2% в год.

Успешно развивался рынок онлайн-торговли алкоголем. Все категории напитков росли в онлайне быстрее, чем в целом по рынку. Прирост онлайн-торговли пивом в 2019 году в стоимостном выражении составил 14% , вином - 18%, крепкими напитками — 15%.

— Мы ещё продолжаем оценивать воздействие коронавируса, но уже ясно, что эффект пандемии будет сильнее и дольше, чем какого-либо другого фактора, с которым рынок встречался ранее. Даже последствия финансового кризиса 2008 года были менее серьёзными, — говорит директор IWSR Марк Мик. — Возможно, 2019-й был последним «нормальным» годом для рынка напитков. По мере снятия ограничений рынок будет восстанавливаться, но восстановление будет медленнее, чем падение — кривая будет напоминать логотип Nike. Несколько месяцев карантина обернутся несколькими годами восстановления, но рынок напитков в предыдущие кризисы показал себя очень жизнеспособным, и вряд ли в этот раз будет по-другому. Восстановиться и продолжить рост отрасли помогут инновации, премиумизация и освоение новых путей к потребителю, в том числе онлайн-торговли.