Эксперты: запрет на онлайн-торговлю алкоголем только усугубляет проблему нелегального оборота

logo

В рамках проекта Общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики Минфин и Минпромторг предложили упростить правила торговли алкоголем, в том числе разрешить магазинам, кафе и ресторанам продавать алкогольные напитки онлайн.

Законопроект о легализации онлайн-торговли алкоголем находится в разработке уже несколько лет. Необходимость его принятия стала особенно очевидна в условиях пандемии коронавируса. При этом, как признают опрошенные «Газетой.ру» эксперты рынка, фактически алкоголь через интернет всё равно продаётся.

—Речь уже даже идёт не столько об открытии новых возможностей, сколько о легализации существующих. Этот вопрос стал более актуальным в период ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции, так как при заказе продуктов онлайн у потребителя нет возможности приобретать алкоголь наряду с другими категориями товаров. Это только провоцирует посещение торговых точек и, как следствие, увеличивает количество дополнительных контактов, — говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.

При этом люди в большинстве своем не понимают, какую опасность может представлять заказ алкоголя в интернете, добавляет президент группы компаний Simple и вице-президент «ОПОРЫ России» Максим Каширин.

— Для многих граждан вообще в диковинку то, что онлайн-торговля алкоголем запрещена в нашей стране. Люди задаются вопросом, почему, раз уж она разрешена в офлайне. Я тоже не могу понять, по какой причине мне нельзя приобрести в интернете то, что могу купить в магазине, — говорит Максим Каширин.

Дистанционную торговлю алкоголем до сих пор не легализуют, поскольку согласовывать законопроект отказывается Минздрав. Там считают, что легализация онлайн-торговли алкоголем сделает его доступнее. Эксперты рынка с Минздравом не соглашаются. По их мнению, больше вреда может нанести нелегальная продукция.

— Нет никаких адекватных причин, чтобы не навести, наконец, порядок в этой сфере, — рассуждает вице-президент пивоваренной компании «Балтика» Алексей Кедрин. — В борьбе с нелегалами нужно, чтобы торговля алкоголем была полностью прозрачной, другого варианта нет. Во всем мире эта проблема уже решена, а у нас — нет. У нас до сих пор не понимают, что метод запрета никогда не работает.

По словам Ораза Дурдыева, онлайн торговля алкоголем - уже не просто мировой тренд, который показывает серьезные темпы роста во многих странах Европы, но и необходимая мера в период ограничений из-за распространения вируса, на которую идут даже те страны, где на продажу алкоголя действуют более жесткие ограничения. Эксперт приводит в пример ОАЭ, где уже согласован подход по продаже алкоголя дистанционным способом.

— По нашей оценке, в начале объем продаж через интернет будет составлять порядка 1-2% от общих объемов индустрии с перспективой роста до 5-7%, как в ряде стран Европы. Мы верим в этот канал и готовы инвестировать в его развитие, поскольку это будет способствовать обелению рынка и даст нашему потребителю доступ к легальному и качественному алкоголю, — заверяет Дурдыев.

Вопрос борьбы с нелегальным оборотом алкоголя действительно волнует участников рынка.

— Это парадокс, который заключается в том, что государство говорит об угрозах развития нелегальной торговли несертифицированным алкоголем, если мы разрешим онлайн-продажи. Нелегалу плевать на все правила, он так и так нарушает закон. Более того, запрет на онлайн-торговлю спиртными напитками только усугубляет проблему нелегального оборота, поскольку нарушители не имеют легальной конкуренции в онлайне. У нас связаны руки: у нас даже нет возможности дать им бой на рынке, — объясняет Максим Каширин.

При этом из-за отсутствия возможности продавать алкоголь через интернет страдает продуктовая розница. Алкоголь мог бы стать драйвером онлайн-торговли, появилась бы конкуренция, цены на продукты пошли бы вниз.

При этом система контроля над всеми процессами онлайн-торговли алкоголем уже продумана до мелочей, считают эксперты.

— На наш взгляд, все механизмы и инструменты, которые позволят контролировать этот процесс, уже существуют и давно доступны. На самом деле ещё в прошлом году были внесены изменения в законодательство контрольно-кассовой техники, и сейчас продажу алкоголя можно контролировать полноценно — и место, и время продажи, и возраст покупателя, — указывает член Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. — Если раньше этих технологий не было и этот разговор был преждевременным, то сейчас, когда эти технологии есть в нашем арсенале, я считаю, что их нужно использовать и давать возможность работать всем видам бизнеса, желающим реализовывать эту категорию.

С тем, что механизм дистанционной торговли уже продуман, соглашается Максим Каширин.

— Он не совсем комфортен для бизнеса, но весьма удобен для государства, для контроля продаж. Это большой труд, на который мы потратили много лет. Однако почему закон не решаются принять, у нас нет идей. Скорее всего, дело не в том, что этот процесс трудно контролировать. Должно быть, есть другие мотивы, — резюмирует Максим Каширин.