Из-за коронавируса продажи пива в Чехии сократились на 55%

logo

Чешская пивоваренная отрасль из-за коронавируса и ограничительных мер, действовавших с марта по май, потеряла 4,7 млрд чешских крон (180 млн евро). Такие данные приводит Центр экономического и рыночного анализа CETA.

Бары и рестораны в Чехии закрыли 14 марта. 11 мая заведения смогли открыть веранды, а с 25 мая начали принимать посетителей внутри.

После закрытия заведений общепита продажи пива сократились на 55 процентов, или на 7,3 млн декалитров. Выручка пивоваров сократилась на 1,1 млрд крон (42 млн евро), выручка ресторанов — на 4,2 млрд крон (160 млн евро).

Зато выросли продажи пива в бутылках — на 794 млн крон (30 млн евро).

— Мы производим больше пива в бутылках и банках и отмечаем 15-процентный прирост спроса на фасованное пиво на внутреннем рынке, — заявила глава Чешской ассоциации пивоваров и солодовников Мартина Ференцова.

Из-за сокращения продаж пива пострадал и бюджет страны — потери составили 1,3 млрд крон (50 млн евро): поступления НДС сократились на 951 млн крон (36,2 млн евро), поступления акцизов — на 262 млн крон (10 млн евро). Кроме того, бюджет недополучил налоги на прибыль, на доход физических лиц, а также страховые отчисления.

Большие пивоварни типа Staropramen чувствуют себя сравнительно хорошо, так как у них есть крупные контракты с торговыми сетями. Больше всего пострадали малые производители, основной рынок сбыта которых — пивные бары, а также сам общепит. Пиво составляет 20-30 процентов продаж ресторанов.

— Мы боимся неопределённости после коронавируса, — говорит сооснователь ресторанной группы Hospodská Любош Кастнер. — В ресторанной отрасли работают 150 тысяч человек, но у властей нет диалога с нами. Нам нужна общенациональная программа поддержки ресторанного рынка, как в Германии и Австрии.

Хуже всего ситуация в Праге и Карловых Варах, где не хватает обычного потока зарубежных туристов. Есть опасения, что рынок не оправится до конца года.

— Способ проведения свободного времени изменился, и людям будет непросто вернуться к привычкам, которые были до коронавируса, — говорит Мартина Ференцова.

Это лишь первые данные о том, какой урон понёс пивной рынок. Более подробная статистика появятся осенью, а полностью потери можно будет подсчитать в начале следующего года.