Из-за маркировки начались проблемы на рынке парфюмерии

logo

С 1 октября 2020 года для парфюмерной отрасли стала обязательной цифровая маркировка и передача сведений об обороте товаров в систему. Спустя два месяца работы представители отрасли рассказали, с какими проблемами столкнулись.

Традиционно для парфюмерно-косметической розницы декабрь-январь является сезоном высоких продаж. Однако в этом году есть огромные риски, что будет маленький ассортимент товаров на полках, отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации производителей и дистрибьюторов парфюмерии

Людмила Кузнецова. По ее словам, многие производители, дистрибьюторы и розничные продавцы парфюмерии испытывают сложности из-за системы маркировки «Честный знак».

Одной из главных проблем стала прием товара. Из-за того, что крупнейшие ретейлеры сейчас не обрабатывают поступающие товары по коду агрегации, то есть единому коду на транспортной упаковке, в некоторых случаях ее сроки на распределительном центре растягиваются на несколько суток. При этом тысячи флаконов парфюмерии принимаются и сканируются поштучно по причине нежелания получать штрафы из-за так называемой пересортицы — когда при поступлении товара выясняется, что произошло «задвоение» кодов: два товара из одной партии были промаркированы одним кодом и, значит, количество уникальных кодов, «зашитых» в агрегационный код, не совпадет.

Как отмечают в ЦРПТ, являющемся оператором системы маркировки «Честный знак», появление дублированных, двух одинаковых кодов может означать, что в товарной цепи кто-то попытался скопировать легальный код и нанести его на нелегальную продукцию. 

В Минпромторге знают о проблеме, но считают, что ее причина в человеческом факторе: ошибки сотрудников, участников оборота, которые допускаются на этапе формирования транспортных упаковок и не связаны с функционалом системы маркировки. Но в ведомстве заверили, что вопрос «принят во внимание», и пути решения проблемы прорабатываются вместе с оператором системы. 

По словам Людмилы Кузнецовой, маркировка вызвала проблемы не только с приемкой товара. Еще одна проблема — увеличение сроков генерации кодов, а при сканировании у части товаров их карточки не соответствует тем, что заведены в национальный каталог — выставить такой товар на полку нельзя. Ожидание ответа от системы по новым заведенным товарам иногда составляет до шести дней. Возникают проблемы и с импортным товаром на таможне, когда грузы обрабатываются дольше обычного из-за проблем между системами таможни и «Честного знака».

Еще один источник отмечает, что сегодня учет товара и его продвижение по цепочке происходит в ручном режиме, существуют проблемы с невозможностью распознания системой части кодов, их не так просто нанести на товар.

Однако в ЦРПТ заявляют, что всё работает, а среднее время выполнения заказа по генерации кодов составляет до 10 секунд. Не наблюдает ЦРПТ и сложностей с импортной продукцией — взаимодействие с системами таможни устойчиво. В ФТС также не зафиксировало проблем, связанных с таможенным оформлением парфюмерии, не зафиксировано, добавляет представитель Федеральной таможенной службы.

О технических сбоях в запущенной системе маркировки ранее сообщали также бизнес-объединения аптек, фармпроизводителей и дистрибьюторов. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину они утверждали, что «из-за сбоев практически встала вся цепь поставок», а «информационная система мониторинга лекарств катастрофически неработоспособна». Система была запущена 1 июля 2020 года, в самый разгар пандемии коронавируса, поэтому фармацевтам было особенно «весело». 

1 ноября стала обязательной маркировка автомобильных шин и покрышек — в разгар сезона замены летней резины зимней. Тогда уже сообщалось, что около 70% производителей не будут готовы работать с маркировкой из-за отсутствия необходимой ИТ-инфраструктуры. При этом до половины наклеек с маркировкой отваливаются от шин даже при нанесении на производстве, при маркировке в розничных точках ситуация ещё хуже. При этом как и в случае с парфюмерией в ЦРПТ отметили, что причин для затруднений с продажей зимних шин из-за введения системы не видят.

В середине ноября приостановить маркировку попросили и производители воды, которые основной проблемой считают маркировку бутылок одинаковым оборудованием для разной скорости линии. Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод предложил Минпромторгу, прежде чем продолжить эксперимент, полностью компенсировать производителям стоимость необходимого оборудования, а также вывести из-под маркировки продукцию объемом менее одного литра, детское питание, лечебные и минеральные воды.

1 апреля 2021 года должен начаться эксперимент по маркировке пива и пивоваренной продукции. Проблемы в отраслях, где уже ввели маркировку, показали, что это серьёзный риск для бизнеса. Не исключено, что перечисленные проблемы доберутся и до пивоваренной отрасли. 

Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью