Николай Желагин: «Официальные разъяснения федеральных властей помогут избежать закрытия магазинов разливного пива в регионах»

logo

На прошлой неделе федеральные власти — РАР, Минпромторг и Минфин — дали четкое разъяснение, что понятие «розничная продажа пива в розлив» никак не относится к магазинам разливного пива. Произошло это достаточно своевременно, на фоне закрытия магазинов разливного пива в регионах. Какое значение имеют эти документы (с ними можно ознакомиться в приложенных ниже материалах) для предпринимателей, рассказал президент Союза участников пивной торговли (СУПТ) Николай Желагин.

— На самом деле для рынка это может иметь очень серьезное значение, потому что мы — СУПТ — давно говорили о том, что юридически термин «в розлив» не до конца определен. И региональные власти, которые принимают соответствующие законы, не правы с юридической точки зрения. Конечно, в рамках «ОПОРЫ России», которая на сегодняшний день является основной площадкой для взаимодействия всех союзов и заинтересованных лиц, была проведена огромная работа. Те разъяснения, которые удалось получить, однозначно говорят о том, что это понятие относится не к розничной торговли алкоголем, а скорее его можно использовать в общепите.

На этом работа не заканчивается, дальше идет работа уже в регионах, это прекрасный инструмент для абсолютно любых предпринимателей. Если вдруг в каких-то регионах приходят проверки и требуют закрыть магазин, выносят предписание на основании того, что действует региональный запрет на продажу алкоголь в розлив, то показывая все эти документы, можно избежать закрытия. В некоторых регионах уже воспользовались такими рекомендациями, и некоторые магазины уже избежали закрытия. Те органы, которые должны контролировать исполнение региональных законов — они не настолько сильно погружены юридически во все эти нюансы, и обычно просто отступают. И самое главное, это позволит, в целом, вести диалог с местными органами власти и объяснять им, что нужны более четкие формулировки. Кроме того, работа с точки зрения антимонопольного законодательства тоже еще не закончена. И не совсем до конца ясно, насколько вообще в праве власти ограничивать только пиво, не трогая весь остальной алкоголь.

Хотя сегодня, конечно, появилась новая угроза — уже есть информация по множеству регионов, где готовятся местные законопроекты об ограничении площади зала обслуживания в точках общепита. В комплексе с этим законом часто идет и аналогичное ограничение на розничную торговлю. Такое ощущение, что эти регионы просто под копирку списывают друг у друга подобные решения, или даже возможно им кто-то в этом помогает. Причем, обычно называются далеко не те 20 кв. м, которые прописаны в федеральном законе, а существенно большие площади, такие, как 50 кв. м. При этом фактически в регионах ставится крест на малом бизнесе, потому что как раз 50 кв. м зал обслуживания или торговый зал становится очень актуальной пограничной цифрой. Так как в скором времени предполагается отмена такого налогового режима, как ЕНВД, то у малого бизнеса останется единственный инструмент для продолжения работы без большой налоговой и бухгалтерской нагрузки — патентная система налогообложения, возможности использования которой ограничиваются площадью до 50 кв. м торгового зала или зала обслуживания. Возможно, власти регионов об этом забывают. И в целом скорость, с которой данные законы в регионах подготавливаются, наводит на мысль, что это не случайные решения, а организованная кампания по уничтожению малого бизнеса крупными игроками рынка. Надо обратить внимание, что закон «о наливайках» — фактически единственный закон, который ухудшает или ужесточает правила ведения бизнеса за весь период коронавирусного кризиса. Как-то слабо верится, что у наших законодателей не нашлось в этот период более актуальных проблем, которые надо решать.