Основатель «Красного & Белого» планирует выход на рынки США, Китая и Индии

logo

В январе 2019 года сеть алкомаркетов «Красное & Белое» объявила о слиянии с сетями «Бристоль» и «Дикси. Спустя почти два года основатель «Красного & Белого» Сергей Студенников рассказал Forbes, что эта сделка изменила для бизнеса.

В 2017 году сеть«Красное & Белое» заняла третье место по количеству магазинов после «Магнита» и X5 Retail Group, а в первом полугодии 2018-го, открыв 882 новых магазина, обогнала по темпам роста «Магнит». Выручка «Красного & Белого» в 2018-м выросла на 40% и составила 301 млрд рублей. Однако, признался Студенников, «Красное & Белое» достигло таких масштабов, что сетью стало сложно управлять. Кредитная нагрузка росла, а прибыль — почти нет. Кроме того, все чаще возникали проблемы с госорганами в разных регионах присутствия.

— Бизнес, которым мы занимаемся, — алкоголь, табак — на 100% контролируется государством. Это сказывается и на развитии, и на эффективности в целом, — говорит основатель «Красного & Белого». — Бизнес стал таким большим, что нам уже не хватало управленческих компетенций. С такими масштабами мы никогда не работали.

На помощь пришли владельцы «Бристоля» и «Дикси» и основатели крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игорь Кесаев и Сергей Кациев, которые с начала 1990-х занимаются в основном продажей сигарет. За это время они накопили лучшую в России экспертизу на сложном рынке табака и алкоголя. В декабре 2013 года партнеры продали 40% акций «Мегаполиса» международным производителям сигарет Philip Morris и Japan Tobacco за $1,5 млрд. На тот момент «Мегаполис» контролировал 70% российского табачного рынка.

Так в сентябре 2019 года в России появился третий по обороту после X5 и «Магнита» розничный игрок. 51% акций принадлежит Кесаеву и Кациеву, 49% — Студенникову. Силовики с момента объявления о слиянии в январе 2019-го в офисы и на склады «Красного & Белого» не приходили.

— У каждого есть свои компетенции. У моих партнеров это умение общаться с внешним миром: банками, представителями государственных органов на разных уровнях, — перечисляет Студенников.

— «Красному & Белому» был необходим GR-ресурс, и объединенная компания его получила. Это сильный серьезный партнер с опытом сложных сделок в лице Кесаева и Кациева, — комментирует генеральный директор агентства Infoline Михаил Бурмистров.

Сегодня сетями «Дикси» (включая «Викторию» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» управляют разные команды. После слияния Студенникову, по его словам, за год удалось в пять раз снизить кредитную нагрузку «Красного & Белого» (до 5 млрд рублей на октябрь 2020-го) и увеличить прибыль, открыть около 700 новых магазинов (всего сеть насчитывает 8800 точек). Пандемия ретейлера практически не задела: трафик в магазинах упал, зато средний чек вырос с 260 до 300 рублей. По итогам года Студенников прогнозирует рост выручки на 25-27%. В объединенной компании планируется довести оборот до 1,1 трлн рублей до конца года.

На сегодняшний день структура продаж «Красного & Белого» выглядит так: 25% оборота приносят крепкий алкоголь и вино, 25% — продукты питания, остальное — табак, пиво и непродовольственные товары. При этом в общем объеме продаж постоянно растет доля вина, а доля крепкого алкоголя, наоборот, постепенно снижается.

По словам предпринимателя, развиваться в России ему уже не так интересно — через три-пять лет Студенников хочет вывести «Красное & Белое» на внешние рынки, в частности в США, Китай и Индию.

В марте 2020 года Forbes оценил состояние Сергея Студенникова в 1 млрд долларов. Предприниматель к новому статусу миллиардера равнодушен.

— Вы спрашиваете, как я себя ощущаю? Никак. Для меня нет разницы, — пожимает плечами Студенников. — Если ты ретейлер, для тебя действует закон природы — развиваться. А деньги — это лишь следствие, я работаю не ради них.

Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью