Продажи водки в России за 2015-2019 годы снизились на 4,2%

logo

Снижение продаж водки во многом связано с ростом акцизов и запретом на торговлю алкоголем в ночное время. По данным «Анализа рынка водки и ликеро-водочных изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2020 году, за 2015-2019 годы их продажи в стране снизились на 4,2%: с 1,10 до 1,05 млрд литров. 

Кризисные явления, происходившие в экономике страны, привели к снижению доходов потенциальных покупателей, что способствовало сокращению объема приобретения различных категорий продуктов питания, в том числе и крепкого алкоголя. Также на снижение продаж водки и ликероводочных изделий в последние годы влияли меры государственного регулирования — высокие акцизные ставки на водку и ликёро-водочные изделия, которые приводят к удорожанию готовой продукции, усиленный государственный контроль за оборотом алкогольных напитков, а также запрет на торговлю алкогольными напитками в ночное время и в объектах нестационарной торговли (киосках) и запрет рекламы алкоголя. 

Помимо этого, водка и ликероводочные изделия находятся в значительной конкуренции с другими крепкими алкогольными напитками, популярность которых растет в последние годы, особенно среди молодого поколения — виски, ром, джин, коньяк и др.

В 2015-2019 годах наибольшая доля продаж водки и ликеро-водочных изделий в России приходилась на розничную торговлю. Удельный вес розничной торговли в структуре продаж в рассматриваемый период составлял в среднем 88,3%. На долю сектора HoReCa приходились оставшиеся 11,7% рынка. Преобладание розничных продаж над сектором общественного питания связано с особенностями культуры потребления. В России водку и ликёро-водочные изделия пьют чаще дома, чем в заведениях общественного питания.

Ожидается, что в 2020 году пандемия коронавируса и кризисные изменения в российской экономике сильнее всего повлияют на работу предприятий общественного питания. Продажи водки и ликеро-водочных изделий в данном секторе снизятся на 17,7% относительно 2019 года. При этом часть потребителей, не имея возможности сходить в бар или ресторан, увеличат объем покупок водки и ликеро-водочных изделий в рознице. В результате в 2020 году розничные продажи вырастут на 2,7% к уровню 2019 года, что увеличит совокупный показатель на 0,3%.