Производители напитков и тары предупредили о возможном исчезновении бутылок 0,25 и 0,33 л

logo

Как пишут «Известия», производители напитков опасаются, что им придётся отказаться от выпуска продукции в небольших бутылках — 0,25 и 0,33 л. Это может произойти из-за вступления в силу нормативов, предполагающих стопроцентную утилизацию отходов потребительских товаров и упаковки.

Концепция расширенной ответственности производителей (РОП) должна вступить в силу уже в 2021 году. Возможно, в её окончательный вариант включат безальтернативную обязанность производителей уплачивать экосбор (вместо права самостоятельно утилизировать отходы). Сегодня норматив утилизации для стеклянной тары составляет 25%, для пластиковых бутылок — 20%.

Повышение расходов на экосбор может привести к подорожанию 1 л напитка на 1,5-3,5% и последующему отказу производителей от небольшой тары, так как напитки не относятся к товарам первой необходимости, и потребители начнут на них экономить в первую очередь.

Крупнейшие производители тары обратились к вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой пересмотреть основные положения концепции РОП. В письме подчёркивается, что одномоментное кратное повышение нормативов утилизации несёт в себе риски кардинального увеличения финансовой нагрузки на участников рынка. Расходы производителей могут составить до четверти добавленной стоимости продукта.

Также указывается, что в России не хватает мощностей для переработки отходов, на которые будет начисляться сбор. В частности, из 600 тыс. тонн отходов ПЭТ перерабатывается лишь четверть. Остальное отправляется на полигоны. В этих условиях наиболее справедливым было бы повышение норматива утилизации с 15 до 40%, сказано в письме.

Представитель вице-премьера Виктории Абрамченко пояснил «Известиям», что планируется создать чёткую экономику отрасли обращения с отходами и переложить нагрузку с граждан на бизнес, который за всё время работы РОП не создал мощностей и благополучно уходил от ответственности.

В Минприроды не согласились с приведёнными производителями расходами по повышению стоимости продукции. Там считают, что стоимость напитков вырастет на 36 копеек для тары объёмом 0,25 л и на 52,7 копейки для 0,33 л. К тому же, напомнили в министерстве, производители стеклотары могут выиграть от ситуации, если начнут активнее заменять первичное сырьё стеклобоем.