Рестораторы просят разрешить онлайн-продажу алкоголя и открыть летние веранды

logo

Прошло первое заседание круглого стола, посвященного мерам поддержки и новым форматам работы ресторанного бизнеса России, организованного экспертным центром при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина.

Участники встречи поговорили о том, как коронавирус повлиял на ресторанную отрасль. Большинство ресторанов и кафе вынуждены менять форматы своей работы, в том числе работать через свою или внешнюю службу доставки, разрабатывать и внедрять новые системы обеспечения безопасности, планировать будущее своих бизнесов исходя из понимания перспектив дальнейшего развития как эпидемиологической ситуации, так и новых экономических реалий.

Вместе с тем, проблемы, с которыми столкнется ресторанный бизнес на выходе из карантина, заключаются в недостатке мер господдержки. Под озвученные ранее программы не попадают большинство участников рынка, а условия по возобновлению работы заведений чрезмерно жесткие и могут не позволит рестораторам открыться в ближайшем будущем. 

Сейчас с контрольно-надзорными органами, Центральным Банком и правительствами субъектов РФ обсуждается расширение мер поддержки отрасли исходя из новых моделей бизнеса. Но даже если ограничения будут сняты, участники рынка ожидают спад в ресторанной сфере минимум в течение полугода. Участники встречи выработали ряд своих предложений по оптимизации механизмов и наращивании объемов поддержки отрасли: 

  • разрешить открытие летних веранд ресторанов и предоставлять участки без торгов, чтобы стимулировать возвращение трафика; 
  • снять ограничения на господдержку для ресторанов, реализующих подакцизные товары; 
  • разрешить онлайн-продажу алкогольной продукции; 
  • выдавать субсидии под новые проекты: не на поддержку операционных расходов существующего бизнеса, а на создание новых моделей ресторанного бизнеса (таких, как фабрики-кухни или новые каналы дистрибуции, дистанционные сервисы);
  • предоставить возможность на льготных условиях размещать рекламные конструкции ресторанов и агрегаторов на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, чтобы дополнительно стимулировать потребительский спрос; 
  • проработать смычку между ресторанной отраслью и ритейлом. 

Все участники дискуссии отметили необходимость частичного перехода ресторанного бизнеса в онлайн-сферу. 

— 17% от всего товарооборота компании — это доставка. У нас очень хорошо растут свои каналы продаж: мы работаем и с агрегаторами, и свои каналы. Запускаем мобильные приложения, запустили телеграмм-бота и т.д. Я считаю, что каждому, кто хочет оставаться в поле деятельности ресторанного бизнеса, нужно развивать онлайн. Говорить на сегодняшний день, что это спасение — нет, это не спасение, но это фундамент работы ресторанов в будущем. Мы хотим, чтобы наш портфель доходов на 25%, а то и 30% состоял из доходов, полученных через онлайн, — прокомментировал совладелец и генеральный директор ресторанного холдинга MILIMON, Евгений Реймер. 

Участники запланировали следующую встречу, которая будет посвящена снятию карантинных ограничений для ресторанов в регионах и мерам господдержки по переходу к новым форматам бизнеса.