Россия может стать главным мировым экспортером водки

logo

В 2019 году российский экспорт водки увеличился на 8%, до 162 млн долларов (около 12 млрд рублей) к уровню 2018 года. В физическом выражении объем поставок достиг почти 2,4 млн дал в пересчете на спирт.

По сравнению с 2015 годом продажи за рубеж выросли примерно на 30% в натуральном объеме и на 36% — в денежном. В январе-июне 2020 года экспорт в натуральном выражении увеличился на 2,9% к аналогичному прошлогоднему показателю — до 876 тыс. дал в пересчете на 100% спирт, однако в стоимостном выражении сократился на 3%, до 61 млн долларов (4,4 млрд рублей) (данные по ЕАЭС за январь-апрель). На реализацию алкогольной продукции повлияла пандемия коронавируса, поясняет президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев. 

— Дело в том, что, помимо стабильно работающего во время пандемии канала сетевой розницы, другие каналы оказались частично или полностью заблокированы. Один из этих каналов — on-trade или HoReCa: бары, рестораны и клубы не работали несколько месяцев, а после открытия темпы возврата к тем уровням посещения, какие были до пандемии, не отличаются высокой скоростью, что связано с утвержденными нормами дистанцирования для посетителей, — рассказал Косарев. 

Еще один канал, показавший рекордное падение - GTR (global travel retail/duty free). — Очевидно, при сокращении авиасообщения между странами не стоило ожидать каких бы то ни было продаж. Однако экспортные объемы обязательно восстановятся, — добавил Косарев.  

В прошлом году покупателями российской водки являлись 76 стран. В топ-3 импортеров в последние годы входят Латвия, Германия и Великобритания. Первая в 2019 году ввезла российского алкогольного напитка на сумму 26 млн долларов (около 1,9 млрд рублей), что на 6,1% меньше объема 2018 года, ставшего максимальным за 10 лет. В то же время Великобритания увеличила закупки на 15%, до 25 млн долларов (около 1,8 млрд рублей), а Германия — на 0,6%, до 23 млн долларов. В топ-10 стран-импортеров российской водки также входили Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Израиль и Болгария.

В стоимостном выражении объем мирового рынка водки превышает 40 млрд долларов (около 2,9 млрд рублей). По данным Statista, в 2020 году он будет равен 42 млрд долларов (около 3 млрд рублей), и в 2020-2023 годах ежегодно будет увеличиваться на 8%. Среднее потребление напитка в мире оценивается на уровне 0,3 литра на человека в год. По подсчетам агентства IWSR, 54% мировых продаж водки в физическом объеме приходились на страны СНГ, 23% — Северную и Южную Америку, 16% — европейские страны. Среди экспортеров водки Россия занимала третье место с долей 7,4%, значительно уступая Швеции (21%) и Франции (19%).

Потенциал российского экспорта водки оценивается высоко ввиду ее восприятия в мире как исконно русского продукта. Из 100 ведущих брендов на международных рынках 18 так или иначе ассоциируются с Россией, однако лишь один из них принадлежит российской компании, тогда как остальными 17 брендами владеют предприятия Великобритании, США, Франции, Германии и Бразилии. 

Согласно прогнозу СПАП, экспорт водки из России можно увеличить до 500 млн долларов (около 36 млрд рублей), то есть в три раза по сравнению с показателем 2019 года. По мнению Косарева, российские производители алкоголя в перспективе могут занимать лидирующие позиции на международных рынках, продвигая «русскую водку».