ВОЗ выразила обеспокоенность отсутствием стандартов маркировки алкогольной продукции

logo

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Европейском регионе отсутствуют единые нормы маркировки алкогольной продукции.

В Европейский регион ВОЗ входит 53 государства: страны ЕС, граничащие с ними государства (в том числе Россия), а также Израиль, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан.

По статистике, в Европейском регионе самый высокий уровень потребления алкоголя на душу населения в мире. Несмотря на то, что ВОЗ рекомендует производителям указывать на этикетках информацию о составе, пищевой ценности и воздействии напитка на здоровье, в большинстве стран нет жёстких стандартов описания продукта. В то же время, в этих странах, как правило, существуют нормы маркировки безалкогольных напитков и табачных изделий.

В последние годы алкогольная промышленность стала добровольно предоставлять гораздо больше информации, однако ВОЗ отмечает, что, «хотя информации становится больше, её либо невозможно проверить, либо она не соответствует рекомендациям».

Несогласованность требований

Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Всемирной организации здравоохранения озабочена тем, что указание подробного описания продукта на этикетках не является обязательным во многих европейских странах. Она поясняет, что потребители вправе знать о составе напитка и потенциальных рисках.

— Это минимальный набор требований для принятия обоснованных решений, — считают эксперты

В докладе СФДЗ, опубликованном в июне, была дана оценка того, как решается проблема маркировки алкоголя в европейском регионе. Установлено, что 40% государств-членов имеют законы, обязывающие производителей указывать состав напитка, у 19% стран есть требования к указанию пищевой ценности, 28% государств требуют, чтобы компании наносили на этикетку предупреждения о вреде продукта (включая предупреждения для беременных женщин, опасности вождения в нетрезвом виде, возрастных ограничениях и общем воздействии напитка на здоровье).

В некоторых странах требования законов распространяются только на отдельные категории напитков. В одних странах алкогольная отрасль регулируется совместно с табачной промышленностью, в других отдельно. В большинстве стран информация должна доводиться посредством текста, но в некоторых допускается использование графических изображений. Лишь одна страна Евросоюза — Ирландия — следует всем требованиям ВОЗ.

— По сравнению с другими областями промышленности, такими как производство табачных изделий и пищевой продукции, стандарты нанесения информации на алкогольной продукции всё еще не полностью согласуются с дискуссионным документом ВОЗ о вариантах политики в отношении маркировки алкоголя от 2017 года (Alcohol labelling: a discussion document on policy options), особенно в вопросах, касающихся размера предупреждения и его видимости, — говорится в исследовании СФДЗ. — Информация, указываемая производителями добровольно, различается по объёму, содержанию и манере отображения. Такая информация не поддается верификации и часто не соответствует рекомендациям ВОЗ.

Удачные практики

Несмотря на разочарование в общей практике маркировки алкогольных напитков, СФДЗ приводит и положительные примеры.

Таможенный союз Евразийского экономического союза (в который входят Беларусь, Казахстан и Россия) демонстрирует пример того, как межгосударственный подход к маркировке алкоголя может гармонизировать работу различных законодательных систем.

— Таможенный союз ЕАЭС принял три технических регламента, обязывающих производителей приводить информацию о составе и пищевой ценности пищевых продуктов и алкогольных напитков. К 2019 году все три технических регламента были полностью доработаны. Результаты такого подхода теперь должны быть оценены в ходе независимого аудита.

Франция приняла закон, обязывающий размещать на этикетках всех алкогольных напитков предупреждение о рисках употребления алкоголя во время беременности. Этот закон стал частью более широкой стратегии, направленной на повышение осведомленности населения о вреде употребления алкоголя во время беременности. Недавние исследования продемонстрировали, что осведомленность населения уже повысилась. Министр здравоохранения Франции объявил о включении проекта по улучшению видимости знака для беременных в Национальный план общественного здравоохранения на 2018-2022 годы.

В Российской Федерации приняты более строгие правила маркировки алкоголя. Все изменения в регулирование вносились поэтапно. Федеральный закон № 171 о государственном регулировании производства и оборота алкоголя (который также регламентирует и маркировку продукции) впервые был принят в 1995 году и с тех пор был изменен и дополнен более 40 раз.

— Такая пошаговая стратегия помогла стране добиться прогресса в соответствии маркировки рекомендациям ВОЗ.

Рекомендации ВОЗ

Главной рекомендацией ВОЗ является введение обязательных, а не добровольных стандартов маркировки алкогольной продукции. Организация ссылается на то, что после введения подобных мер для табачной и пищевой промышленностей были зафиксированы изменения в поведении потребителей.

Организация также подчеркнула, что маркировка алкоголя более эффективна, если она является частью более широкого пакета мер регулирования отрасли: к примеру, более широких социальных кампаний, направленных на стимулирование долгосрочных изменений в восприятии алкоголя обществом.

— Эффективность такого комплексного подхода была продемонстрирована на примере как табачной, так и пищевой промышленностей, где маркировка не является самостоятельной практикой, а сопровождается другими регуляторными мерами.