Выход есть: в России начали продавать наборы для приготовления алкогольных коктейлей дома

Диджей Роман Шутов (DJ Rich Art), миксолог Илья Доронин и экс-управляющий московским баром Happy End Игорь Пакшин создали стартап EX IT по продаже наборов для приготовления алкогольных коктейлей в домашних условиях. Идея стала особенно актуальна в пандемию, когда россияне лишены вечеринок в барах.

Заказ приходит в форме замороженных кубов со всеми нужными ингредиентами — фруктовые соки, фруктовые и ягодные пюре, сиропы, кроме алкоголя, поскольку его продажа онлайн в России запрещена. Но какой именно алкоголь и в каких пропорциях нужно добавить, указано во вложенном в коробку рецепте.

Такой товар стал востребованным настолько, что 28 декабря запасы наборов закончились, а восстановить поставки удалось только к 3 января. Но за две недели до праздников основатели смогли заработать на своем проекта почти миллион рублей выручки и 350 000 рублей прибыли, а за полгода работы выручка проекта превысила 4,6 млн рублей.

Изначально три партнера открыли бар, а через два дня начался режим самоизоляции. За это время они успели выручить 400 000 рублей, но о прибыли речи не шло. Чтобы как-то удержаться на плаву Игорю Пакшину пришла идея своими силами собирать и отправлять клиентам наборы для приготовления алкогольных коктейлей в домашних условиях. Он уже долго думал над тем, как упростить создание коктейлей:

— Мы искали выход и нашли EX IT, — смеется Игорь Пакшин, объясняя смысл названия нового проекта.

В США есть подобный проект The Cocktail Cube, модель которого сооснователи изучили и переделали под предпочтения российской аудитории. Они также докупили специальные морозильные камеры: медицинскую за 180 000 рублей и две кулинарные с функцией глубокой заморозки, по 70 000 рублей каждая. Формы для кубиков делали оптом под заказ на китайской фабрике, чтобы откачивать из них воздух, приобрели специальную вакуумную машину за 60 000 рублей. На закупку ингредиентов для первых премиксов, упаковку и фотосессии наборов EX IT ушло около 200 000 рублей. Продвигать проект предприниматели решили через инстаграм, оплатив только таргетированную рекламу.

Первым этапом в процессе приготовления является создание по разработанным технологическим картам премиксов — коктейльных полуфабрикатов из всех необходимых ингредиентов в верных пропорциях. Эта масса разливается по формам и отправляется в несколько морозильных камер по очереди. После заморозки каждый кубик вручную вакуумируется, затем упаковывается в пищевые вакуумные пакеты и коробки из гофрокартона. Готовые наборы складывают на хранение в портативную морозильную камеру с температурой минус 32 градуса. Доставляются наборы в термосумке, хранить их дома можно в обычном морозильнике.

Набор из шести кубов одного вкуса стоит 990 рублей, тестовый набор из 10 кубов разных вкусов стоит 1 490. Шейкер, в котором нужно взбивать ингредиенты в течение 10-15 секунд, можно заказать отдельно за 500 рублей.

В итоге за первый месяц работы, в июле 2020 года, выручка составила 230 000 рублей, а прибыль 70 000 рублей. Однако к этой сумме они прибавили 190 000 личных денег и вложили их в рекламу в соцсетях. Во второй месяц пришлось докладывать 150 000. Жили основатели на средства от других проектов.

Но совсем скоро стартап раскрутился и к сентябрю выручка достигла рекордных 450 000 рублей, самый крупный заказ в 220 наборов поступил от российского представительства TikTok.

Со временем стало понятно, что тренд на этот продукт будет только расти, говорит Роман Шутов:

— За пандемию люди привыкли к новому формату употребления продуктов дома и активного использования диджитал-платформ. Вне зависимости от доступности ресторанов и баров формируется тренд, который 100% сохранится и будет дальше только нарастать.

Так и случилось. В конце декабря семь дней подряд основатели отгружали наборы без остановки, дневная выручка держалась на уровне не ниже 100 000 рублей — в три раза выше оборота в обычный «хороший» день.

Оценить успех стартапа можно и по поступающим запросам на сотрудничество от крупных компаний. Еще в августе 2020 года EX IT заключил партнерство с Bacardi после звонка из компании и приглашения на встречу в московский офис. Еще одним партнером стал Simple Wine, по просьбе которого стартап разработал шесть коктейльных наборов на основе алкоголя из ассортимента Simple, которые сеть закупила по рыночной цене и в качестве комплимента дарит покупателям в своих магазинах.

Неудивительно, что у EX IT появились и конкуренты. Так, бар PAPA Bar Village предлагает такие же наборы с разницей лишь в том, что сразу кладет в коробку шейкер.

В феврале стартап планирует выйти на выручку в 800 000 рублей и полную самоокупаемость, чтобы выручка покрывала все маркетинговые активности проекта. После планируется расширять производство, начать сотрудничество с «Яндекс.Едой» и появиться на полках супермаркетов, с которыми уже ведутся переговоры.

Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью