Примечательно, что обратный тренд общему падению показали пшеничные сорта, эли, безалкогольные виды. Особенно активно растет крафтовое пивоварение.
Снижение общих продаж в 2016 достигло 3%. В то же время темные стали потреблять больше на 1 %, что отражает растущий интерес россиян к нестандартным авторским премиальным продуктам.
Продажи светлого пива сейчас занимают более 97 % рынка, что не дает говорить о кардинальных изменениях в предпочтениях общества в сторону продукции крафтовых пивоварен.
Рост популярности эксклюзивных сортов схож с западными тенденциями, где он набрал большие объемы благодаря более раннему появлению. В западных государствах лагеры просели до 81 % от общих продаж, демонстрируя тенденцию к дальнейшему падению интереса.
Возникновение крафтового рынка на российской территории началось с СПб, последовательно охватывая другие города страны. Это оказало положительное влияние на объемы потребления темных сортов.
Мировая статистика 2016 отражает потенциал крафтового пива. В Западной Европе и Америке сейчас его потребляют в среднем по 7 л на человека в год. Восточная Европа демонстрирует показатели 1 л на жителя страны (кроме Литвы, где каждый в среднем выпивает 6 л авторских напитков). В России эта цифра равна 0,5 л. Поэтому говорить о насыщении рынка РФ нельзя. Очевидно, спрос будет увеличиваться.
Сложности с распространением обусловлены ограниченностью каналов реализации крафтовых сортов. Традиционные для других стран направления сетевого ритейла и ХоРеКа слабо заинтересованы в оказании промоции авторскому пиву. Сдерживающим фактором становится медленное изменение культуры потребления напитка с количественного на качественный.
Аналитики прогнозируют повышение скорости смены тенденций, которые начнутся с крупных городов и позже распространятся по государству. Россияне все чаще привозят из других стран новые вкусы и предпочтения. Потребление медленно переходит в дегустацию, где вкусовые характеристики, уникальность, дизайн продукта значат больше, чем его доступность и количество.
Мощным двигателем становятся кафе и рестораны, акцентированные на гриль, бургеры. Они все чаще предлагают крафтовые напитки. У авторского пива есть огромный потенциал. Оно уже начинает завоевывать рынок.