Истоки
Крафтовое пивоварение появилось в США в 70-х годах XX века благодаря инициативе энтузиастов. Уставшие от засилья транснациональных компаний, они формируют основу движения, которое позже охватит весь мир. Их цель – сделать так, чтобы на рынке пива появились альтернативы.
События тех дней сильно повлияли на восприятие пивоварения. Вместо однообразных продуктов крупных игроков потребителям предложили много оригинальных сортов, за которыми стояла личность – пивовар с его идеями и экспериментами. Творческий подход стал играть главную роль.
Российский крафт появился в 2011-2012 годах. Его признали в 2015-м. Именно тогда это слово впервые произнесли гурманы.
Лидеры революции
Идейными вдохновителями движения в Европе были полные решимости профессионалы. Значимую роль сыграл Миккель Борг Бьергсё, на счету которого тысячи оригинальных сортов. В России первую волну сформировали небольшие пивоварни: Victory Art Brew, Craft Brew Riots, Knightberg, Jaws, AF Brew. Значимой фигурой стала «Василеостровская пивоварня». Позже к числу энтузиастов присоединилась «Волковская пивоварня», которая стала одним из лидеров рынка.
Трудности российского крафта
В отличие от времен становления ремесленного пивоварения в США, в России ситуация обстояла не лучшим образом. Проблемы были обусловлены экономическим положением. Крафт развивался в условия кризиса, что не способствовало его популярности.
Определенную роль сыграл международный опыт. Когда движение только зарождалось, его игнорировали крупные игроки. Это привело к потере 18 % пивного рынка. Гиганты индустрии начали спешно скупать пивоваров.
Отечественные производители масс-маркета учтут этот опыт и не будут сидеть сложа руки. Ожидается давление более низкой ценой, масштабными маркетинговыми компаниями.
Сейчас доля крафта в России составляет 1 %. Его хорошо знают в крупных городах, но не в регионах. Представители крафтовой индустрии должны изменить отношение к рынку. Многие из них игнорируют маркетинг и бизнес-планирование, наслаждаясь самим процессом создания. Такие компании останутся камерными, не выдержат конкуренции с развивающимися игроками. Алексей Аксель рекомендует задуматься о будущем и учиться планировать бизнес.